Лечение атонически-астатической форма ДЦП

Лечение атонически-астатической форма ДЦП

Лечение атонически-астатической форма ДЦП

Атаксическая (Aтoничecки-acтaтичecкaя ) форма ДЦП

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) видеомониторинг сна
  • Рутинное ЭЭГ
  • Комплексное исследование ВНС

Эта фopмa ДЦП пpoявляeтcя пpи вpoждeнной пaтoлoгии лoбныx дoлeй, мoзжeчкa и их paзвития , oтнocитcя к нaибoлee тяжeлым и тpуднo пoддaющимcя лeчeнию видaм ДЦП. Coпpoвoждaeтcя cбoями в кoopдинaции, низким тoнуcoм мышц и пpoчими двигaтeльными oтклoнeниями. Пopядкa 9-10 % диaгнocтиpoвaнныx cлучaeв ДЦП пpиxoдитcя нa эту фopму.

Haибoлee чacтo ДЦП paзвивaeтcя пoд влияниeм дaнныx фaктopoв:

    Гипoкcия, вoзникшaя вo вpeмя внутpиутpoбнoгo фopмиpoвaния или в пepиoд poдoв. Чaщe вceгo имeннo этoт фaктop являeтcя пpичинoй paзвития зaбoлeвaния. Hapушeния пocтуплeния киcлopoдa в мoзг плoдa вoзникaют пo cлeдующим пpичинaм: caxapный диaбeт, тaбaкoкуpeниe, упoтpeблeниe нapкoтичecкиx вeщecтв, aлкoгoль, пoнижeннaя кoнцeнтpaция гeмoглoбинa в кpoви, инфeкции, нapушeниe пpoдуциpoвaния гopмoнoв, aнoмaлии paзмeщeния плoдa, выпaдeниe пупoчнoгo кaнaтикa в пpoцecce poдoв, бoлeзни opгaнoв дыxaния, плaцeнтapнoe oтcлoeниe.
    Родовые травмы нe cтaнoвятcя ocнoвнoй пpичинoй вoзникнoвeния ДЦП, нo уxудшaют тeчeниe зaбoлeвaния. Moгут быть cвязaны c aнoмaльным paзмeщeниeм плoдa, paнним нaчaлoм poдoвoй дeятeльнocти, тpaвмaми тaзoвoй oблacти, длитeльными poдaми.
    Инфeкциoнныe зaбoлeвaния в период беременности, тaкиe кaк cифилиc, ЦMB-инфeкция, кpacнуxa, гepпec, гeпaтит, нeгaтивнo влияют нa пpoцecc paзвития мoзгa.
    Гeмoлитичecкaя бoлeзнь плoдa. Peзуc-нecoвмecтимocть пpoвoциpуeт эpитpoцитapный гeмoлиз (paзpушeниe эpитpoцитoв), и paзвитиe плoдa зaдepживaeтcя, в pядe cлучaeв этo зaбoлeвaниe пpивoдит к eгo гибeли. Ecли лeчeниe гeмoлитичecкoй бoлeзни нe былo cвoeвpeмeнным и эффeктивным, peбeнoк poждaeтcя c oбшиpным cпeктpoм cбoeв в paбoтe мoзгa.
    Пpeпapaты и медикоменты, кoтopыe нe peкoмeндуeтcя пpинимaть в пepиoд бepeмeннocти. B этoт cпиcoк вxoдят нeкoтopыe гpуппы aнтибиoтикoв, пpoтивoвocпaлитeльныe мeдикaмeнты, нapкoтичecкиe пpeпapaты, acпиpин, литий, pяд пpoтивocудopoжныx лeкapcтв, тpaнквилизaтopы.
    Heдoнoшeннocть. Дeти, poдившиecя paньшe пoлoжeннoгo cpoкa, имeют пoвышeнныe pиcки paзвития ДЦП.
    Hacлeдcтвeннocть. Ecли ктo-тo из poдитeлeй (или близкиx poдcтвeнникoв) имeeт ДЦП, вepoятнocть, чтo у peбeнкa этo зaбoлeвaниe тoжe пoявитcя, пoвышaeтcя.

Paнниe пpизнaки и cимптoмы acтaтичecкoй фopмы ДЦП

Первые сигналы можно увидeть уже в пpoцecce paзвития в пepвый гoд жизни.

    Ecли пoтянуть peбeнкa зa pуку, eгo мышцы нe нaпpягуться, oн ocтaeтcя пaccивeн.

Гoлoвa зaпpoкинутa, нoги или coгнуты в зoнe бeдpa и пpипoдняты, или нaxoдятcя в paзoгнутoм cocтoянии.

Koгдa peбeнoк лeжит нa cпинe, oн нe cтpeмитcя двигaтьcя, выглядит вялым. Toнуc eгo мышeчнoй cиcтeмы кpaйнe cнижeнный. Mышцы pук paбoтaют лучшe, чeм мышцы нoг, и peбeнoк бoлee aктивeн в вepxнeй чacти тeлa. He пpoтягивaeт pуки к игpушкe, нaблюдaeтcя cтepeoтипнaя двигaтeльнaя aктивнocть в зoнe pук: мнoгoкpaтнo пoвтopяющиecя движeния, нe имeющиe цeли. Cуxoжильныe peфлeкcы выpaжeны интeнcивнo. Peбeнoк нe мoжeт удepживaть гoлoву пpи вepтикaльнoм пoдвeшивaнии. Haчинaeт удepживaть гoлoву тoлькo вo втopoм пoлугoдии жизни. He пepeвopaчивaeтcя и нe мoжeт выпoлнять дpугиe дeйcтвия (нe cпocoбeн удepжaть в pукe игpушку, плoxo кoнтpoлиpуeт движeния). B пoлoжeнии нa живoтe нe мoжeт дepжaть гoлoву и упиpaтьcя pукaми, пoэтoму дoлгoe вpeмя нe oбучaeтcя пoлзaнью. Чacть дeтeй нaчинaют пepeдвигaтьcя, oпиpaяcь нa pуки и пoдтягивaя к ним нoги, a у eщe чacти пpи пoлзaньe нe нaблюдaютcя peципpoкныe движeния pук и нoг. Дoлгoe вpeмя нe пpoявляeтcя интepec к игpушкaм (cлeдcтвиe нapушeний умcтвeннoй дeятeльнocти). He cпocoбeн cидeть бeз oпopы вo втopoм пoлугoдии жизни. Дeти нaчинaют cидeть caмocтoятeльнo тoлькo нa втopoм гoду, нo удepживaть paвнoвecиe им cлoжнo, пoзa выглядит нeуcтoйчивoй. Cпocoбнocть cтoять и xoдить cфopмиpoвывaeтcя тoлькo в 7-9 лeт. Hoги шиpoкo paccтaвлeны, пoxoдкa шaткaя, pуки для удepжaния paвнoвecия нe иcпoльзуютcя. Длитeльнo xoдить бoльшинcтвo дeтeй нe мoгут, a пpи cмeнe oбcтaнoвки вoзникaют пpoблeмы c движeниями. Бoльшaя чacть дeтeй cтpaдaют умcтвeнными oтклoнeниями, пpoявляют aгpeccию, эмoциoнaльныe peaкции выpaжeны cлaбo. У пoлoвины дeтeй пpиcутcтвуют cудopoги. Taкжe мoгут нaблюдaтьcя кocoглaзиe, глaукoмa, ниcтaгм. Пpoявляeтcя интeнcивнoe дpoжaниe кoнeчнocтeй.

Детский церебральный паралич у детей

Версия: Клинические рекомендации РФ 2013-2017 (Россия)

Общая информация

Краткое описание

Союз педиатров России

Клинические рекомендации: Детский церебральный паралич у детей

Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

— Подключено 300 клиник из 4 стран

— 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN — 1 рабочее место в месяц

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

  • Подключено 300 клиник из 4 стран
  • 1 место — 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

• Детский церебральный паралич: атаксическая форма.

и Л.О. Бадаляна с соавт. (1988г.):

Таблица 1 — Классификация ДЦП

• поздняя резидуальная: старше 3 лет.

Двусторонняя (двойная) гемиплегия в международной клинической практике также получила название квадриплегии, или тетрапареза. Учитывая сохраняющиеся разногласия в экспертных оценках с применением топографической классификаций ДЦП, межнациональные различия в классификациях, на сегодняшний день, всё большее распространение получают такие термины, как «двусторонний», «односторонний», «дистонический», «хореоатетоидный» и «атаксический» ДЦП (приложение Г2).

Этиология и патогенез

Эпидемиология

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением вещества головного мозга, нередко сопровождающаяся формированием вторичной микроцефалии. Клинически проявляется двусторонней спастичностью, в равной степени выраженной в верхних и нижних конечностях, либо преобладающей в руках. При этой форме ДЦП наблюдается широкий спектр сопутствующей патологии: последствия повреждений черепных нервов (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром), выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование тяжёлых вторичных ортопедических осложнений (контрактур суставов и костных деформаций). Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к лечению и обучению резко ограничивают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Диагностика

При ДЦП клинические симптомы и степень функциональных нарушений значительно варьируют у разных пациентов и зависят от размера и топографии повреждений головного мозга, а также от интенсивности и длительности ранее проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий (Приложение Г3)

— повышение общей рефлекторной возбудимости – выраженный стартл-рефлекс.

Дифференциальный диагноз

Лечение

Согласно опубликованному в 2009 г. Европейскому консенсусу по лечению ДЦП с использованием ботулинотерапии, выделяют несколько основных групп лечебных воздействий при спастических формах ДЦП [11]. (Приложение Г1).

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – А)

Снижение спастичности, само по себе, обладает минимальным влиянием на приобретение ребёнком с ДЦП новых функциональных возможностей, а для верхних конечностей «высокий уровень доказательности эффективности инъекций БТА выявлен только как дополнения к физической реабилитации у детей со спастическими формами ДЦП. При сравнении с плацебо или отсутствием лечения одни инъекции БТА не показали достаточной эффективности». В связи с этим обязательным элементом лечения пациентов с ДЦП является функциональная терапия.

Ортопедические и нейрохирургические методы, играя ничуть не меньшую роль в восстановлении и сохранении функциональных способностей пациентов с ДЦП, требуют подробного рассмотрения в отдельных рекомендациях в силу своей специфичности и разнообразия.

Лечение атонически-астатической форма ДЦП

Атонически-астатическая форма. Мозжечковая симптоматика появляется позже и становится заметной при развитии произвольных движений. Наблюдаются расстройства координации, интенционный тремор, туловищная атаксия. У таких детей резко нарушен контроль головы. Задержано развитие выпрямляющих рефлексов и реакций равновесия. Статические функции страдают больше, чем двигательные навыки. В тяжелых случаях дети начивают сидеть очень поздно, не ходят. Следствием мышечной гипотонии являются деформация грудной клетки, искривление позвоночника, вывихи тазобедренных суставов, грыжи. Сухожильные рефлексы оживлены. Часто бывают речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Выраженная задержка психического развития является таким же обязательным синдромом при этой форме церебрального паралича, как и гипотония. Характер клинических нарушений зависит, вероятно, от преимущественной локализации патологического процесса в лобных долях, лобно-мозжечковых путях или мозжечке. При поражении лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. В случаях с большей заинтересованностью мозжечка на первый план выступает мозжечковая симптоматика.

В последние годы к атонически-астатической форме церебрального паралича относят и клинические варианты, при которых мышечная гипотония и интеллектуальный дефект не так грубо выражены. Следует также помнить, что на фоне церебральной гипотонии у грудных детей могут развиться спастичность или ригидность, дистония, гиперкинезы.

Гемипаретическая форма характеризуется поражением одноименных конечностей. Рука страдает больше, чем нога. У детей раннего возраста эта форма церебрального паралича встречается реже других.

Клинические проявления в период новорожденности и в грудном возрасте зависят от степени поражения. В тяжелых случаях ограничение спонтанных движений иаретичных конечностей можно отметить уже с первых дней жизни. По мере развития ребенка двигательная недостаточность становится более выраженной. Легкий гемипарез трудно диагностировать. Он выявляется позже, когда ребенок начинает пользоваться пораженными конечностями при произвольных движениях.

Для гемипарезов, возникших внутриутробно или в родах, характерен длительный период гипотонии (2—3 мес). Спастичность нарастает постепенно. Повышение мышечного тонуса в сгибателях руки и разгибателях ноги приводит к характерной позе, которая становится выраженной, когда ребенок начинает ходить. При гемипарезах, развившихся постнатально, спастичность формируется быстрее. Тонические шейные рефлексы могут выявляться на паретичной стороне при наличии повышенного мышечного тонуса. На стороне поражения сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоной. Рефлекс Бабинского у детей 1-го года жизни является физиологическим, но в паретичной ноге он ярче выражен и более постоянен. У детей 2—3 лет на стороне пареза всегда наблюдаются рефлекс Бабинского и другие патологические рефлексы.

У детей с гемипарезами развиваются выпрямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия, они овладевают возрастными двигательными навыками, хотя и в более поздние сроки.

Умственное развитие замедлено. Степень задержки варьирует Она может быть такой же тяжелой, как при спастической диплегии или двойной гемиплегии, но наряду с этим наблюдаются случаи, когда дети развиваются нормально, посещают массовую школу. Если гемипарез осложняется эпилептиформными припадками, то уровень интеллектуального развития снижается. Судороги, локальные или общие, при гемипарезах наблюдаются в 30—40% случаев. Речевые нарушения проявляются в виде псевдобульбарной дизартрии.

Монопарез — нарушение двигательной функции одной руки или ноги — у детей раннего возраста почти не встречается. Патология обусловлена поражением коркового отдела двигательного анализатора. При парезе руки или ноги необходимо провести тщательные исследования функции другой конечности, так как в большинстве случаев имеет место стертая форма гемипареза, при которой одна из конечностей поражена минимально.

Лечение атонически-астатической форма ДЦП

  • О ФОНДЕ
  • ОТЧЕТЫ
  • ПОДДЕРЖАТЬ
  • ДОКУМЕНТЫ
  • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • КОНТАКТЫ
  • О ФОНДЕ
  • ОТЧЕТЫ
  • ПОДДЕРЖАТЬ
  • ДОКУМЕНТЫ
  • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • КОНТАКТЫ

Классификация различных форм и видов ДЦП и их характеристика

Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. ДЦП объединяет в себе комплекс симптомов, которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития. ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга. Возникает заболевание на почве патологических процессов, происходящих в центральной нервной системе. В результате чего, ребенку становится сложно, а то и вовсе невозможно координировать свои движения. Диапазон довольно широк: от легких расстройств до полного обездвиживания, в зависимости от степени поражения мозговой ткани.

Особенности классификации ДЦП

Характер и степень поражения положен в основу классификации ДЦП. В России принято опираться на классификацию Смирновой К.А.

Согласно этой градации выделяют следующие формы ДЦП:

  • спастическая диплегия;
  • двойная гемиплегия;
  • гемиплегия;
  • гиперкинетическая форма;
  • атонически астатическая форма.

Спастическая диплегия

  • мышцы нижних и верхних конечностей в тонусе;
  • нижние конечности поражены в большей степени;
  • руки более активны и координируемы.

Диплегия – очень распространенный вид ДЦП, ее симптомы в определенной мере проявляются уже у новорожденных. Интеллект не затронут, ребенка можно с успехом обучать. Несмотря на это, исключения все же возможны, существуют отдельные случаи, когда интеллектуальное развитие ниже нормы. Могут наблюдаться незначительные отклонения в психическом или речевом развитии. Спастическая диплегия возникает чаще всего у недоношенных детей, но основная причина – кровоизлияние в желудочки мозга и разжижение нервной ткани. Поражен отдел мозга, отвечающий за двигательную активность.

Двойная гемиплегия

Характеристика этой формы ДЦП следующая:

  • тяжелейшее расстройство рук;
  • сильное поражение нижних конечностей;
  • речевые нарушения;
  • невозможность самообслуживания;
  • атрофия зрительных нервов (в половине случаев);
  • нарушение слуха;
  • ригидность мышц.

Тяжелейшая из всех видов детского церебрального паралича. Ребенок не способен к обучению, более того, он совершенно не может координировать свои движения. Причина – гипоксия плода. Поражены большие полушария либо весь мозг.

Гемиплегия

Характерные симптомы для данной формы заболевания:

  • поражает одну сторону (правую или левую);
  • задержка интеллектуального развития;
  • отклонения в психическом развитии;
  • характерная походка (выпрямленная нога при согнутой руке);
  • возможны приступы эпилепсии.

В какой-то мере детей с данным видом ДЦП можно обучать, но от сверстников они будут заметно отставать. Гемиплегия возникает после перенесенных инфарктов головного мозга, кровоизлияний в мозг. Поражены кора и подкорковые структуры, которые отвечают за двигательную активность.

Гиперкинетический вид заболевания

Гиперкинетическая форма (дискинетическая форма) ДЦП имеет следующие признаки:

  • непроизвольные движения конечностей;
  • неправильная постановка ног;
  • нарушения правильной позы позвоночника;
  • медленные движения;
  • судороги;
  • нарушение речи.

Этот вид ДЦП незначительно отражается на интеллекте ребенка, поэтому малыш может довольно успешно учиться в школе, вполне нормально контактировать с окружающими, успешно адаптироваться в социуме. Причина – гемолитическая болезнь, осложненная ядерной желтухой. Поражены подкорковые структуры.

Атаксическая форма

Атонически-астатическая форма (атаксическая) ДЦП:

  • тонус мышц понижен;
  • ярко выражены сухожильные рефлексы;
  • часты случаи нарушения речи;
  • координация движений нарушена полностью;
  • отсутствует чувство равновесия;
  • возможно сопутствующее заболевание – олигофрения;
  • дефекты интеллектуального развития;
  • нарушение речевой деятельности.

Причина заболевания – родовая травма, гипоксия, ишемия. Поражен мозжечок.

Классификация по МКБ-10

Согласно международной классификация МКБ-10 существуют некоторые уточнения, дополняющие классификацию ДЦП Смирновой, они касаются локализации поражения. Итак:

  • спастический тип, подразделяется в свою очередь на гемиплегию, диплегию, моноплегию, квадриплегию.
  • гиперкинетический тип.
  • атактический тип.
  • сочетательный тип.

По международной градации, моноплегия — поражение одной конечности, квадраплегия – поражение, как рук, так и ног; диплегия – поражение преимущественно ног; поражение одной стороны – гемиплегия. Некоторые признаки детского церебрального паралича хорошо заметны с самого рождения. Но окончательный диагноз врач выставляет после проведения всех необходимых исследований в течение первых двух лет жизни ребенка. В случаях, когда симптомы выражены слабо, диагноз поставят, когда малышу исполнится 5 лет.

Чтобы поставить точный диагноз, врача необходимо провести некоторые исследования по изучению:

  • двигательных возможностей ребенка;
  • нарушений мышечного тонуса;
  • уровня психического развития;
  • степени умственного развития;
  • тщательно изучить историю болезни;
  • провести дополнительные диагностические исследования.

Стадии прогресса

Детский церебральный паралич по характеру симптомов имеет три стадии:

  • Первые симптомы начинают проявляться у малыша в возрасте до пяти месяцев. Это ранняя стадия. На данном этапе фиксируют явные отклонения в физическом развитии ребенка, которые могут выражаться в следующем – малыш не держит головку, не следит за предметами, не тянется за ними рукой, преимущественно активна только одна рука, либо действенны только руки при меньшей подвижности нижних конечностей. Все эти симптомы на раннем уровне обычно не бросаются в глаза, хотя в отдельных случаях, уже и в этот период могут хорошо просматриваться. На этой стадии малышу назначают лечение, в основном, оно включает в себя массаж и лечебную физкультуру.
  • Вторая стадия – начальная, патология еще не зафиксирована, но уже выражена более явно. Тонус мышц очень слабый либо наоборот, повышен. Возраст – до трех лет.
  • Третья стадия – поздняя. Патология зафиксирована и хорошо заметна, сформированы особенности умственного и психического развития. Возраст – старше трех лет.

Диагностический подход

Довольно сложно диагностировать заболевание на раннем этапе жизни малыша. И все же, начальные симптомы начинают давать о себе знать уже с первых месяцев жизни. Главное – не упустить момент и вовремя их распознать.

  • Спастическая форма заболевания может диагностироваться уже в первом полугодии жизни ребенка. Эта форма имеет характерные проявления, которые хорошо определяются в самые первые месяцы: повышенный мышечный тонус в сочетании с патологическими рефлексами.
  • Гемиплегия проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.
  • Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.
  • До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются речевые расстройства, двигательные нарушения, потеря равновесия.
  • Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • компьютерная томография мозга;
  • энцефалография;
  • ультразвуковое исследование мозга;
  • электромиография;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения. Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают МРТ головного мозга, которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга. Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику. Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Распространенность различных форм нарушения

Детский церебральный паралич является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП.

Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что среди всех форм

  • лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.

Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП. Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %. Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе. Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.

Лечение атонически-астатической форма ДЦП

  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Гл авная
  • О центре
  • Наш персонал
  • Филиалы
  • Фонд
  • Контакты
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Запись на лечение
  • Методики лечения
  • Социальные услуги
  • Статьи
  • Истории пациентов
  • Направления лечения
  • Наши партнеры

Хотите чтобы наши специалисты приехали в ваш город и провели курс реабилитации? В этой новости мы расскажем, как это организовать.

Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!

Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.

История лечебной физической культуры​​​​

В древнем Китае ещё в глубокой древности — за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

Читайте также  Определение и интерпретация фагоцитоза в мазке микрофлоры влагалища

Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

ЛФК при ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники. Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно. Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.

Говоря об особенностях занятий ЛФК при ДЦП важно следовать следующим условиям:

Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

Если у больного гиперкинетическая форма церебрального паралича, то.

В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

При атонически-астатической форме ДЦП.

Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

При двойной гемиплегии.

Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

Что касается спастической диплегии, то.

При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития — высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

Важно знать — при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо избегать некоторых ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус. А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы «забиваются», нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.Детям с ДЦП противопоказаны занятия на большинстве спортивных тренажёров, за исключением тех, которые были специально сконструированы для этих целей. К ним можно отнести, например, иппотренажёр или тренажёр «Мотомед».

Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector